Если ваш ребёнок делает
Иногда у родителей возникают сложности с выбором стимулов, которые оказывали бы значимое воздействие на поведение их детей. Поэтому ниже предлагается список примерных стимулов для дошкольников:
Вербальные стимулы
Особая похвала в прямой форме. Косвенная похвала (сообщение
Физические стимулы
Объятия. Поцелуи. Улыбки. Ласковый взгляд. Подмигивание. Рукопожатие. Ласковое прикосновение. Подбрасывание с одобрительными восклицаниями.
Материальные стимулы
Игрушки. Книги. Любимая еда. Журналы. Надувные воздушные шары.
Стимулы-занятия (активные действия)
Посещение парка, зоопарка, цирка. Игра с друзьями. Посещение с ночёвкой бабушки, дедушки. Посещение кафе, кинотеатра. Купание в ванной больше положенного. Разрешение лечь спать чуть позже. Просмотр телепрограмм.
Стимулы-знаки
Жетоны и купоны, обмениваемые затем на перечисленные выше материальные стимулы или стимулы-занятия.
Некоторых родителей будет смущать мысль о том, что детей надо хвалить за нормальное хорошее поведение. Однако психологи уверены в том, что такой подход эффективен. Вначале, действительно, бывает очень трудно и неловко хвалить за, казалось бы, простые вещи. Однако, когда вы начнёте получать положительные результаты, вы поймёте, что дело того стоит.
Говоря о наказании, совершенно нет никакой необходимости призывать к физическому насилию или применению силы. Наказанием фактически является всё, что вызывает у ребёнка отрицательную реакцию. Можно сказать, что любая отрицательная стимуляция по сути своей – наказание.
Теоретически существует две группы наказаний:
I. состоит из различных форм лишения (активности или любви): угол, отказ от любых разговоров с ребёнком, запрет каких-либо проявлений активности – игр, прогулок, просмотра телевизора.
II. опирается на различные страхи, например, на страх отчуждения или страх перед болью. Сюда относятся крики, взгляды, моральное давление (давление словами, «шипение», жестокая ругань) и собственно физическое наказание.
Применяя наказание, придерживайтесь правила: «Наказывая ребёнка, лучше лишить его
Наказание должно быть строго объективным и своевременным. Нельзя наказывать за проступок, совершённый позавчера или на прошлой неделе.
Запомните правило – сначала предупреждение, затем наказание. Ребёнок должен знать, за что он наказан. Для этого используйте предупреждения, замечания и выговоры. Обязательно объясняйте ребёнку не только причину наказания, но и каких действий вы от него ожидаете.
За один проступок – одно наказание. Не следует унижать ребёнка повторно.
Ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых случаях наказание неотвратимо.
Не унижайте ребёнка. Какой бы ни была его вина, если ребёнок наказан, значит, он уже прощён. О прежних проступках ни слова.
Уважаемые родители, помните, что наказания, обусловленные раздражением и гневом родителей, а также чрезмерные и слишком часто применяемые, никогда не приводят к желаемому результату.